Православие и Запад сегодня
Обзор исторических условий, в которых проходило "озападнивание" стран
восточного Православия, позволяет нам обозначить важнейшие проблемы, связанные с
интерпретацией, жизнью и свидетельством нынешнего Православия. Противостояние
между Православием и Западом утратило свой ярко выраженный характер и даже
перестало быть очевидным. Запад ныне не стеснен никакими географическими
границами и присутствует повсюду, став первой в истории цивилизацией поистине
глобального масштаба. Слово "цивилизация" означает здесь конкретные
теоретические предпосылки идеологического или догматического плана, сознательно
или бессознательно выражающиеся в образе жизни, в образе повседневного бытия.
Сегодня даже в так называемых православных странах существует "западная"
цивилизация: повседневная жизнь строится здесь согласно исторически сложившейся
на Западе модели, на основании западной метафизики, восходящей к Фоме Аквинскому
и Августину. Таким образом, Православие оказывается сведенным лишь к
индивидуальным убеждениям, оставляющим в стороне практику жизни, историческое
воплощение истины: Православие превращается в некое абстрактное учение, в
бесплотную догму, в рутинное следование внешним культовым формам.
Все сказанное справедливо в отношении "объективных" данных, характеризующих
проблему. Однако жизнь не исчерпывается феноменологией симптомов. Действительно,
динамика церковной истины может замереть на какое-то время. Православие -
хранить молчание в течение многих десятилетий и даже столетий. Однако отсутствие
конкретной исторической динамики и актуального свидетельства Православия,
воплощенного в конкретной культурной "плоти", вовсе не означает, что семена
церковной истины погибли, а заключенный в них живительный сок иссяк. Где-то
подспудно жизнь теплится в них, и настанет день, когда погребенное семя
пробудится и взломает придавившую его скалу.
Отсюда следует вывод: главный вопрос, изучению которого современное поколение
православных христиан должно посвятить себя - это вопрос внутреннего
противостояния церковного Православия и западной цивилизации. В конечном счете
нам необходимо принять эту реальность со смирением, подобающим христианам, и
искать того способа разрешения конфронтации, который ипостазирован и явлен в
личностях святых. Не будем забывать о том, что критерием Православия является
церковная кафоличность, а мера кафоличности - исполнение даров жизни в лице
святых.
Противостояние между Православием и Западом не сводится ни к абстрактному
теоретическому антагонизму, ни к историческому соперничеству различных
институтов. Вот почему оно не может быть преодолено посредством братских усилий
по примирению, предпринимаемых разделенными христианскими Церквами. В первую
очередь важны не богословские расхождения сами по себе, но их прямые следствия
для жизни и исторического действия, По крайней мере, православное сознание
должно суметь ответить на вызов западного атеизма и нигилизма, буквально
подвергнувших обстрелу (что вовсе не случайно) христианство, превращенное на
Западе в "религию". Критика религии со стороны Просвещения, либерализма,
марксизма, фрейдизма, атеистического экзистенциализма и научного агностицизма -
эта критика, с ее неумолимой точностью, представляется исторически оправданной.
И тут возникает вопрос: какой жизненный ответ и какую жизненную динамику может
противопоставить этой критике православное церковное сознание?
Противостояние кажется чудовищно неравным: с одной стороны - мощное давление
жестких структур цивилизации на жизнь людей, с другой - православное сознание,
едва теплящееся в литургической практике и богословских рассуждениях.
В действительности речь идет о зерне, погребенном и умершем в земле: вот что
представляет собой Православие наших дней. Но в самой этой смерти - надежда и
вера православных христиан. Задача православного свидетельства сегодня
заключается в различении между животворным погребением "пшеничного зерна" и
безнадежной и необратимой коррозией, открыто разъедающей структуры еретической
цивилизации.
Сегодня западная цивилизация зашла в тупик, и это проявляется не только в
теоретическом плане, но и в отчаянии и абсурде повседневного образа бытия. Эта
цивилизация с ее "равновесием страха", рассудочными программами по обеспечению
"всеобщего благосостояния", токсичными отходами, с ее ожирением, вызванным
безудержным потреблением, с ее тоталитаристскими идеологиями, порабощающими
человека, - эта цивилизация несет в себе опасность глобальной катастрофы,
грозящей уничтожить все живое.
И тем не менее, будучи поверженной в самую пучину смерти. Церковь продолжает
ожидать воскресения мертвых. Как православная литургическая традиция сохранилась
и живет, пусть даже скрыто, в безвестных приходах и диоцезах; как богословское
свидетельство не умолкает благодаря сбереженному в культе образу истинного бытия
- так и культура, противоположная западной цивилизации, продолжает подспудно
жить, и универсальное Слово, спасительное для человека, готовится прозвучать со
всей силой.
© Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие.
-М, Центр по изучению религий, 1992. www.pagez.ru, 2001