Отрывок из Послания: Послание
с исповеданием веры, посланное от всех Святогорцев
к царю Михаилу Палеологу Издание:
Епископ Арсений. Послание с исповеданием веры. М., 1895. Полный
текст находится на http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=875 …Да
и не стоило бы упоминать уже об этом деле лукавого искусителя [то есть лжепатриарха Иоанна Векка],
который, будучи тьмою, представляется светом, чтобы теперь под предлогом
единения с ними коварно нанести гибель всему телу, и, не будучи в состоянии
открыто убедить к сему, прикровенно действует,
чтобы одним оборотом открыть дверь и довершить зло. Потому что, если высказывают желание единения, пусть и переменятся в мыслях
и таким образом соединятся; а если хотят этого с удержанием злобы своей, то
не успеют, и останутся с одними названиями. Но что
же общего между общением и поминовением имени? И весьма много, как покажем
это, теперь же какое приобретение, если на беду достигнут его! Отсюда они
будут иметь повод к неисправимости, так как не о благочестии у них
словопрения и состязания, как видится. Потому что, если бы они пожелали, то
что мешало бы, когда равномерность Веры, по выражению великого богослова Григоpия, обща, не требует платы
и усилий, равночестна (равноценна) для рабов,
владык, бедных, богатых, благороднейших, незнатнейших,
виновных, неповинных, как дуновение ветра и излияние света, смены часов и
зрелище творения, сего великого и общего всем нам наслаждения? Хотя они,
вместе с прочими великими отцами нашими, Василием и Иоанном
Златоустом, ни во что вменяют и тех, которых слава красноречия и сила духа
прошли во всю землю. Но,
святой владыко, выслушай свидетельство от слов Всесвятого Духа, которых ни одна черта
но может пропасть (Лк, 1б, 17). Великий апостол Господень и евангелист Иоанн
Богослов говорит: кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не
принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в
злых делах его (2 Ин. 10-11). Если же
запрещается нам просто на пути приветствовать его, если возбраняется вводить
в обыкновенный дом, то как не в доме (примем его), а
в храме Божием, а в самом святилище, у таинственной
и страшной трапезы Сына Божия, безкровно
приносимого в жертву? первое как Бога, второе как агнца непорочного, чтобы
нас примирить с Отцом и Собою, и грехи наши очистить Собственной кровью, как безгрешный. Какой омраченный изрыгнет поминание достойно
отринутого Духом Святым, как восставшего на Бога и святых, и чрез это станет
врагом Божиим? Потому что, если простое приветствие
делает соучастником в делах лукавых, то во сколько
больше означает то громкое поминовение его, когда предлежать страшные
божественные тайны. А если Предлежащий сам есть Самоистина,
то как допустит представлять правдою сию великую
ложь — считать его за православного патриарха? При совершении страшных Тайн
будет шутить, как на сцене? Как стерпит это православная
душа, как не отстанет тотчас от общения с помянувшими, как не сочтет их за
продавших святыню? Потому что изначала Православная Церковь Божия возношение имени архиерея при священнодействии
признавала совершенным общением. Ибо написано в Изъяснении Божественной Литургии
(св. Германа): "священнодействующий возносит имя архиерея, показывая и
свое подчинение высшему, и общение с ним, и
преемство его веры и священнодействий". И великий отец наш и исповедник
Феодор Студит так говорит некоему в драгоценном
письме своем. "Сказал же ты мне, что побоялся заметить пресвитеру своему
— не возносить имени ересеначальника, и я не
нахожу, что о сем сказать тебе в настоящее время, кроме
что общение чрез одно поминовение его налагает пятно, хотя бы поминающий был
православен". Так сей отец. Но прежде его и Бог указал на cиe, сказав так: священники
нарушали закон Мой, и оскверняли святыни Мои. Каким образом? Не
отдаляли несвятое от святого (Иез. 22, 26), но все у них было безразлично. Что яснее
сего и истиннее? Но
допустим это как благоразумное приспособление (икономию)?
Как же допустить приспособление, которое сквернит священнодействие, по
указанному выражению, от священнодействия отревает
Духа Бoжия и потому верных
делает непричастными оставлению грехов и всыновлению?
И что могло бы быть вреднее такого приспособления? То общение и в одном
пункте есть очевидная потеря и расстройство всей правоты. Ибо принимающий
еретика подлежит тому же осуждению, как и он; и входящий в общение с отлученными сам да будет отлучен, как нарушающий церковное
правило. А так как сии пресловутые, не уважая церковных уставов, входят в
общение и с иудеями, и с армянами, и с яковитами, и
с несторианами, и с монофелитами,
и просто сказать, со всеми еретиками, то уже по этому только, если не по чему
другому, несомненно не заслуживают извинения и
общения, и повинны всем богопротивным ересям тех. И от того кажется, то есть
от не различения еретиков по правилу Церкви и по вышнему закону Божию, они стали наполняться
всякими ересями,— не от другого чего. А
первенство над всей православной Церковью Христовою дать человеку еретичествующему справедливо? Это — совершенное
предательство, а не приспособление. Да он теперь не достоин и последнего
места. Ибо великий отец наш, Григорий Богослов, касаясь в своем священном
слове кающихся, говорит: „если нераскаявшихся (не
принимал Новат), то и я не принимаю таких, которые
или непреклонны, или не довольно смягчаются, и не вознаграждают за худое дело
исправлением. Когда и приму, то назначаю им приличное место". Где в нем
и находящихся с ним исправление? Где возмещение за
худое дело? Конечно и последнего места они
недостойны, как же станут еще и первенствовать? И если над какою из
божественных церквей будут иметь власть, тьфу! То водимые слепыми вождями не попадут ли в силки ада, по предостережению
нелживых уст (Лк. 6, 89)? И если свет тьма, то следующее за сим ясно (Мф. 6, 23; Лук. 11,
34-36). Кстати же сказать по великому богослову Григорию, что всякий
подчиненный уподобляется начальствующему. И по каким церковным установлениям
станут судить обвиненных сам и его священноначальники? Вовсе отринув божественные правила
святых соборов, не имея и запаха или следа духовного образа жизни, но еретичествуя во многом, они воистину наполнят Церковь
смутою и соблазнами. Потому что несовместимое не может совместиться, ни быть
в связи несоединимое. Ибо какое соучастие
будет у праведности с беззаконием? Или какое общение между светом и
тьмою, по божественному изречению (2 Кор. 6,
14), между православными и еретичествующими, от
которых напротив и совсем отделяться заповедано нам. И сверх того сам Бог
заповедал, сказав: итак, извергните развращенного из среды вас (Вт.
13. 5. 1 Кор. 5, 18). И в других немалочисленных
местах, как и в Новом Завете оное: "если око
твое соблазняет тебя, вырви его, и прочее о соблазняющих членах (Мк., 18, 8-9. 5, 29-30), к кому иному, а не к сим,
подходит? И великий Павел чрез самого Господа, говорящего в нем (2 Кор.18,
8), ясно говорит подобное: еретика человека после первого и второго
вразумления отвращайся, зная, чего таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11).И опять (завещавает) удаляться от всякого брата, поступающего
бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол.
3, 6). Да и в других местах заповедует с таковыми даже не вкушать пищи вместе
(1 Кор. 5, 11; 2 Сол.
3,14).Сходственно же и богоносный великий отец наш
Игнатий повелевает, предостерегая нас от зверей человекообразных, еретиков,
которых нам не только не должно принимать, но, если возможно, и встречаться с
ними. А с коими вместе не позволяется нам есть, которых
приветствовать не позволяется по причине совершенного несообщения, которых
встречи, если возможно, должно избегать, как признаем по справедливости
первыми и судьями православных церквей, и как возгласить поминовение их, как
православное, в церкви и при самой таинственной трапезе, чтобы и её не
оставить непорочно освящать нас?.. |