http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/ts_pismo_ekklisia.htm
Татьяна Сенина
Письмо к верующему из
РПЦ МП, о разных церковных вопросах
Уважаемый NN! (…) Мы действительно не признаем РПЦ МП за Церковь,
равно как и другие юрисдикции "мирового православия"
(Константинопольский, Сербский и другие т.наз. патриархаты и состоящие в
общении с ними юрисдикции). Но вот определение "безблагодатный" я
считаю не слишком удачным и требующим уточнения. Безблагодатный - значит не
имеющий благодати; если имеется в виду - никакой благодати, то такого места нет
во всем мире, потому что Бог вездесущ, Его энергии проницают все, а значит,
благодать Его есть и действует везде. Даже и ад в этом смысле благодатен; но
там Божественный Свет грешники воспринимают как вечный огонь - потому что не
способны воспринимать иначе. Но одно дело действие благодати, которое есть
везде, в т.ч. и вне Церкви (если бы этого действия не было, то ни один человек
никогда не смог бы придти к Богу и в Церковь), а другое дело - обоживающее
действие благодати, которое мы получаем в церковных Таинствах. Благодать
Таинств есть только в Церкви. И мы считаем, что в МП благодати Таинств
нет. В связи с этим только одно замечание по поводу Вашего
приложения относительно старообрядцев. Вы неверно пишете о том, что раз Церковь
принимает еретиков не через крещение, а и через миропомазание, и через
покаяние, то это значит, что она признает, что принимаемые уже имеют эти
Таинства, что они как-то получили их вне Церкви. Это не церковное учение, и св.
отцы так не учили. Церковь никогда не признавала, что вне ее существуют
какие-либо таинства; но в то же время она никогда не признавала необходимым при
приеме непременно всех заново крестить и пр. Потому что Церковь как Тело
Христово сама - единое Таинство; и при приеме в нее тем или иным чином, в
зависимости от соображений икономии и церковной пользы, человек получает всю
благодать. По одному из правил VI Вселенского Собора, одни еретики принимаются
через крещение, другие через миропомазание, третьи через проклятие своей ереси
и причастие Св. Таин. Все эти чиноприемы ведут к тому, что человек входит в
Тело Христово, в котором он до того не был. И если напр. человек принимается в
Церковь через покаяние, то он уже в этом акте присоединения получает всю
благодать, которая содержится в Крещении и миропомазании; а если он имеет сан -
то и благодать священства, от которого он вне Церкви имел только форму, без
содержания. Св. отцы во все века отрицали благодать Таинств у еретиков, но
никогда не возражали против разных чиноприемов. Экклесиологию РПЦЗ(Л) я считаю еретической, потому что
это тот же экуменизм, только в более мягкой форме. Скажем, экуменисты считают
Церковью католиков, а ЗЦ считает Церковью МП и "мировое православие",
на том основании, что у них много еще "сохранилось" от православия и
внешнего, и внутреннего. Но это совершенно не церковное рассуждение. С т.з.
Церкви, святоотеческого учения, МП ничем не отличается от осужденных много
веков назад католиков или монофизитов. В свое время, когда этих еретиков
предавали анафеме, они тоже не слишком отличались внешне и внутренне от
православных, но дело было не в этом, а в искажении догматики, которое и
ставило их вне Церкви. Если же принять позицию "мягкого
экуменизма", то тогда вообще нет смысла искать истинную Церковь и бороться
за православие. Если вне Церкви есть благодать и можно спастись, то зачем тогда
Церковь? Если МП церковна, то за что страдали и страдают мученики и исповедники
последнего времени? Зачем многие подвергаются неудобствам, месяцами живя без
причастия, потому что храм Истинной Церкви находится далеко, а вокруг только
храмы МП? Зачем шла борьба с ересями? Зачем страдали св. отцы? Если смотреть с
позиции РПЦЗ(Л), то св. Феодор Студит, например, и его сподвижники, боровшиеся
с иконоборчеством, были просто какими-то сумасшедшими фанатиками. Ведь в то
время иконоборцы и православные часто не отличались ни обрядом, ни чем-то
внешним, ни молитвенной практикой - вообще ничем, кроме епископов, которых
они поминали. Во время второго иконоборчества (815-842 гг.) совсем не
обязательно было отрицать иконы в такой степени, чтобы выбрасывать их и топтать
ногами. Иконоборцы разрешали почитать иконы, даже поклоняться им, вообще жить
во всем по-православному, но с одним условием - поминать
патриарха-иконоборца. И вот, тех, кто давал такую подписку, православные
считали не меньшими еретиками и отступниками, нежели тех, кто уничтожал иконы и
отрицал необходимость их почитания. Думаю, что параллели с нашим временем тут
очевидны. Вы, мне кажется, слишком ищете "духовности"
и "тишины", в том смысле, что ставите это критерием православности.
Это никогда в истории Церкви не было ее критерием. "Шум" был всегда.
Если Вы начнете изучать хоть немного историю Церкви, Вы увидите, что Собор,
отрешивший от Константинопольской кафедры свт. Григория Богослова (который,
хотя и был одним из самых великих богословов, но к церковному управлению был
малоспособен), назвавшего этот собор "стаей галок" (именно за всяческий
"шум" и свары), вошел в историю как II Вселенский; что святые
патриархи Фотий и Игнатий при жизни анафематствовали друг друга и помирились
только перед смертью св. Игнатия; что св. патриарх Мефодий отлучил от Церкви
иноков Студийского монастыря, среди которых были преподобные Николай и
Навкратий Студиты; что во времена господства арианской ереси даже православные
друг друга не признавали и относились с недоверием, и т.п., и т.п. И всякого
"шуму" было столько иной раз, что нам такое и не снилось. Критерием
же православности всегда было хранение догматов и только оно: какую верую
исповедуют, каких епископов поминают - православных или еретиков; если даже
человек сам православный "в душе и мыслях", но причащается там, где
поминают епископа еретика, то этот человек - сам такой же еретик, что бы
он про себя ни думал. Господь очень милостивно допустил в наше время ересь
именно экуменизма - ересь настолько грубую, настолько попирающую всё вообще
святоотеческое учение и общеизвестные каноны, что только слепой может не видеть
тут отступления от православия. Представьте, что бы было, если бы в наше время
возникла ересь, подобная монофелитству или монофизитству, - кто из даже
серьезных православных (не говоря о "просто прихожанах") в наше время
знает учение Церкви о двух волях во Христе; кто смог бы разобраться,
православно ли утверждение о "единой природе Бога-Слова воплощенной"
и, самое главное, кто стал бы из-за таких "тонкостей" и
"пустяков" разрывать общение с епископами и покидать любимые приходы
и храмы?.. А ведь из-за подобных "тонкостей" целые народы, целые
государства, огромные области отпадали от Православной Церкви - отпадали
навсегда; тысячи людей ("благочестивых священников" и "простых
прихожан") оказывались под анафемами… Ведь это все серьезные вещи, гораздо более серьезные,
чем теперь принято думать. А хорошие молитвенники и подвижники на личном
уровне, могущие даже правильные духовные советы давать, и среди еретиков
встречались и встречаются. Напр., в "Добротолюбии" есть аскетические
наставления аввы Евагрия, очень важные, очень точно описывающие молитвенную
жизнь и борьбу со страстями; православные сохранили эти наставления для себя и
руководствовались ими; между тем, сам Евагрий был осужден соборно как еретик за
ложное догматическое учение, которое он распространял, и один св. отец в
видении видел его в аду. Вы в "приложении" цитируете, напр., архим.
Софрония Сахарова или митр. Филарета Дроздова как наставников молитвы; между
тем, первый явно был в прелести (это мнение не только мое личное, а многих,
давших себе труд ознакомиться с его писаниями), а второй был экуменистом до
экуменизма и принес столько вреда Русской Церкви в догматическом да и в
административном плане, что об этом можно было бы написать целое исследование. Вообще, мне кажется, Вам нужно читать прежде всего
св. отцов византийских, древних, с первых веков и до 14-15-го; а к русским
духовным писателям, особенно не святым, следует относиться более осторожно. В
МП Филарет Московский теперь прославлен, да и Сахаров почитается; но мы их
святыми не считаем и считать никогда не будем. И - важно! - читать надо не
только аскетические творения, но и догматические, вероучительные, полемические
против еретиков и др. (…) В Истинной Церкви и сейчас есть, и всегда были
нестроения, "шум", всякие искушения и т.п. От этого она не
переставала и не перестает быть Церковью. Вспомните жития святых - как их
гнали, как на них клеветали, как их неправедно осуждали: ведь очень часто
гонителями их были не язычники, не еретики, не безбожники, а члены одной с
ними Церкви. Вы пишете: "Прельщенные - там, прельщенные -
здесь. Как быть, с кем быть? Больны и те, и другие. Как разобраться в этой
каше?" Одна эта фраза достаточно ясно показывает, что выбранный Вами
критерий - духовность и молитвенность - неверен. Точнее, он верен, но он не
может быть поставлен во главу угла. Тем более, что мы часто сами имеем
неправильные представления о должном и исходя из них судим других людей и
рассуждаем о "духовности", на самом деле мало в ней понимая. Церковь
есть лечебница, как говорят св. отцы, и мы все действительно больны. Но
критерий Церкви - это прежде всего догматы и каноны, и быть надо там и с теми,
кто эти догматы и каноны старается соблюдать и хранить, а не с теми, кто их
легко нарушает, оправдывает нарушителей или вообще говорит, что они устарели,
т.к. теперь "новая эра и новые требования". Хостинг от uCoz
|