Греческая философия и христианский опыт
Возможно, читатель сочтет излишним возвращение к этому вопросу. И все же для
того, чтобы внести полную ясность, повторим еще раз: если Церковь в деле
познания истины отдает предпочтение живому опыту перед чисто интеллектуальным
подходом, это вовсе не означает, что она проповедует туманный мистицизм и
эмоциональную экзальтацию как средство спасения от мира. Равным образом и речи
быть не может о каком-либо пренебрежении или недооценке рационального мышления.
Не следует забывать о том, что ранняя Церковь родилась и развивалась в рамках
эллинистической цивилизации, эллинизированной Римской империи. Между тем
духовный климат, "психология" греческой культуры были несовместимы ни с темным
мистицизмом, ни с наивными восторгами. Напротив, грек того времени, приобщаясь к
новому опыту церковной жизни, искал ответ на вопросы и проблемы, поставленные
еще античными мыслителями и подвергшиеся уникальному по глубине и силе анализу в
рамках философской традиции.
Потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии
оказалась дерзким вызовом как для Церкви, так и для эллинистической культуры,
Драматическое столкновение двух экзистенциально различных типов сознания,
заведомо непримиримых между собой, породило крупнейшие ереси первых веков новой
эры. Однако создание вероучительных догматов в ходе напряженных интеллектуальных
и духовных поисков той эпохи продемонстрировало, что греческая философия
способна выжить и найти свое место внутри христианского мира. В конце концов в
судьбе двух враждующих сторон (эллинской философии и церковного опыта) с
поразительной ясностью выразилась творческая сила жизни: противостояние
обратилось в плодотворный синтез. Христианская Церковь сумела на основе
собственного опыта ответить на вопросы греческого умозрения. С другой стороны,
эллинская философия раскрыла все богатство своего понятийного языка и своей
методологии, обосновав с их помощью новое понимание бытия, мира и человеческой
истории. То был триумф греческой мысли, сумевшей не поступиться принципами
логической точности формулировок и в то же время сохранить нерушимую верность
христианской истине и апофатическому подходу к ее познанию. Таким образом был
устранен разрыв в истории философии: противоположности сошлись. Творцами этого
синтеза были греческие отцы Церкви, деятельность которых продолжалась непрерывно
со II по XV век.
© Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие.
-М, Центр по изучению религий, 1992. www.pagez.ru, 2001