Из доклада митрополита Филарета, председателя Синодальной Богословской комиссии «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 года

 

(часть, касающаяся обоснования возможности совместных молитв с инославными)

 

49. Молитва о христианском единстве, которая еще называется «экуменической молитвой о христианском единстве», совершается ежегодно в январе во время так называемой «недели молитв о единстве» с присутствием христиан разных исповеданий. Этот вопрос был предметом продолжительной дискуссии внутри Богословской комиссии.

50. Одни указывали на то, что эти молитвы с участием и присутствием в этой группе неправославных вызывают у верующих соблазн, равно как и некоторые церковные почести, оказываемые в наших храмах инославным церковным делегациям и их епископам, означают фактическое признание «сакраментального и канонического достоинства их сана». Это, по их убеждению, «в отсутствие канонов, регламентирующих аспекты отношений православных с инославием», порождает напряженность между значительной частью верующих и иерархией и подрывает доверие многих к церковному руководству.

Некоторые члены Комиссии заявляли, что все это подпадает под запреты и анафемы древних канонов IV-V веков о «молитвах с еретиками».

51. В связи с этим была дана историческая справка по истории возникновения и развития обычая «молитв о христианском единстве».

Из нее явствует, что этот общехристианский обычай возник из горячего стремления разделенных христиан к восстановлению единства и их желания обращаться к Господу с молитвами о Его небесной помощи в прекращении взаимной вражды, в укрелении любви и братства, в деле христианской диаконии, милосердия и помощи нуждающимся, преследуемым и угнетенным братьям во Христе.

52. Так как Господь сказал, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15,5) и «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде их» (Мф.18,20), то естественно для христиан начинать и творить служение любви и братства с молитвой к Нему о Его помощи в деле достижения единства, по Его заповеди «да будут в Нас едино, да уверует мир» (Ин.17,21).

53. Православные Церкви совершают молитвы о христианском единстве уже с начала их отношений с экуменическим движением.

54. В нашей Церкви на это дело было преподано благословение Святейшего Патриарха Тихона, и он заверил, что наша Церковь будет совершать молитвы о единстве христиан в указанное Комиссией «Веры и Церковного Устройства» время.

55. Эти молитвы всегда были и есть в православном чинопоследовании. Никаких неправославных молитв или смешений православных текстов с «экуменическими» не имело места в наших молитвах о единстве. Все было по сложившейся церковной практике нашей Церкви.

56. Идея и практика молитв о христианском единстве была воспринята Православными Церквами как одна из форм их свидетельства о вере Древней Церкви пред их западными собратьями по диалогу и сотрудничеству в христианской диаконии.

57. Все Православные Церкви, их Предстоятели, выдающиеся иерархи и богословы во время официальных посещений, экуменических конференций, диалогов и переговоров участвовали и участвуют в молитвах о христианском единстве на протяжении уже более столетия. Для нашей Церкви этот опыт начался с посещения Лондона официальной делегацией во главе с архиепископом Антонием (Вадковским) в 1898 году и никогда пред Церквами не возникали сомнения и всевозможного рода опасения за Православие: никогда это не рассматривалось как отступление от верности Православию.

58. Православная Церковь не только верно сохраняет неповрежденное наследие Древней Церкви, но постоянно молится «о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех».

59. В Древней Церкви еретик – это человек, отлученный от церковного общения, после прямого, соборного осуждения его ереси Церковью и преданный анафеме.

60. Католики отпали от общения с Православной Церковью, но не были осуждены соборно как еретики, хотя у них неправильная, с нашей точки зрения экклезиологияфилиокве), но Православная Церковь признает действительность их крещения, Евхаристии, священства, епископата и наличие у них апостольского преемства.

61. Англикане и протестанты всех конфессий явились в результате Реформации, никогда в общении с Православной Церковью не были. И когда составлялись каноны Древней Церкви, не имели в виду их, и хотя в вероучении и каноническом устройстве они во многом отошли от наследия Древней Церкви, но Церковь еретиками их не признавала.

62. Официально и канонически они неправославные. Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви. Они братья, теперь находящиеся вне Православной Церкви, но с которыми мы сотрудничаем в христианской диаконии и служении миру и братству всех людей, братья, с которыми мы трудимся в общем деле восстановления единства всех христиан в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, во исполнение заповеди Господней «да будут в Нас едино, - да уверует мир» (Ин.17, 21), чтобы в единомыслии, единеми усты и единем сердцем молиться, как заповедал Господь: «молитесь же так: Отче наш…» (Мф.6, 9).

63. Такое единомыслие в молитвах христиан к Богу имел в виду Всероссийский Московский Собор, когда в декабре 1917 года Собор единодушно проголосовал выразить благодарность экуменическому движению «Веры и Церковного устройства» и призывал «всех христиан объединиться в горячих молитвах о Русской Церкви в ее борьбе против врагов Христа и религии».

64. Такое же единомыслие в молитвах засвидетельствовал и Святейший Патриарх Тихон, когда писал в марте 1918 года секретарю «Веры и Церковного устройства» Роберту Гардинеру: «Я буду всегда в определенное Вами время усердно молиться об объединении всех христиан… Теперь особенно необходимо для нас, верных друг другу братьев, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на Вас благословение нашего Спасителя».

65. В ходе дальнейших дискуссий было высказано предложение, что в связи с вопросом молитв о христианском единстве следует разработать, согласно с практикой других Православных Церквей, богословские и практические указания о времени, характере, содержании и организации проведения таких молитв и разослать это для руководства преосвященным в их епархиальной практике.

 

Итак, большинство членов Синодальной Богословской Комиссии склонились к выводу, что все вопросы, связанные с молитвой о христианском единстве, следует предоставить на архипастырское попечение и благоусмотрение Пресвященных в их епархиальной практике, согласно с пастырскими нуждами и при том всегда имея в виду пользу церковную.

Что же касается индивидуально духовенства и мирян в их индивидуальных встречах и беседах, при сотрудничестве с неправославными, то оставить их отношение к вопросу о молитвах как дело их совести.

В любом случае, всегда и везде надо не давать повода к соблазну, чтобы все было согласно с нашими православными убеждениями и ко благу Святой Церкви.

 

//Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. М.: Изд. МП, 1995. С.98-100.

 

 

Из Определения Архиерейского Собора РПЦ 1994 года «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»

 

1. Оценивая опыт отношения Русской Православной Церкви к движению «Вера и церковное устройство» с 1913 по 1927 год, прерванный изоляцией Церкви в советское время, и опыт более чем тридцатилетнего членства во Всемирном Совете Церквей после нашего возвращения в экуменическое движение в 1961 году, констатировать присутствие в этом движении авторитетного голоса Русской Православной Церкви, который вместе с голосами других Поместных Церквей свидетельствует о Православии перед лицом инославного мира.

2. Признать, что как решение нашей Церкви в 1948 году об отклонении приглашения на Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Амстердаме, так и решение от 1961 года о возвращении в экуменическое движение и вступлении во Всемирный Совет Церквей, несмотря на неблагоприятный политический контекст, в котором они принимались, были продиктованы в первую очередь соображениями церковной пользы.

7. Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях – представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройством Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей.

Данное решение следует рассматривать как временное, предлагаемое впредь до новых соборных решений и выработки совместно со всей Православной Полнотой богословских и практических указаний по всем случаям, связанным с совместной молитвой.

8. В конкретных вопросах взаимоотношений с инославным миром рекомендовать пастырям и мирянам Церкви нашей иметь мудрость и ревность о Господе, дабы не давать повод для смущения и соблазна верующим нашей Церкви.

 

// Там же. С.190-191.

Хостинг от uCoz