О ПОСТЕ

Не признавая и не почитая св. Креста и икон, сектанты находят возражение и против соблюдения постов. Поэтому каждому православному христианину необходимо знать учение Церкви и разъяснение св. Отцов о необходимости поста.

Пост - это воздержание телесное и духовное; он способствует уничтожению греховных страстей и похотей, приучает христианина к повиновению Церкви, к умеренности, к воздержанию ради Господа. Пост установлен Господом еще в раю, и когда люди согрешили, то они нарушили пост, так как вкусили запрещенной пищи (плод). И после грехопадения до пришествия Христа постились все ветхозаветные праведники и пророки Божий. Во времена Моисея дан был Богом закон о посте (Лев. 16, 29). Постились для угождения Богу великие праведники. Моисей постился 40 дней и ночей (Исх. 34, 28). Постились царь и пророк Давид (Псал. 34, 13), пророк Божий Илия (Царст. 17,19), предтеча Господа - Иоанн (Мк. I, 6). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия (Иона 3, 5-10). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Св. Василий Великий говорит: "Уважь седину поста, ибо он современ человечеству". Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: "Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни" (Лк. 5,34-35).

Вся земная жизнь Иисуса Христа - от первых и до последних дней - была непрерывном постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого - диаво-ла. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры..." (Мф_ 6, 16-18). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: "Сей же род, - сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, - изгонится только молитвою и постом" (Мф. 17,21). Апостолы, твердо помня заповедь- предсказание Христово о посте в словах: "Когда отнимется Жених, тогда будут поститься" (Мф. 9, 15; Мк. 2, 20), - постились, о чем говорит книга Деяний.

По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост, Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные - в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению - это Великий пост или св. четыреде-сятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 ап. пр. уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во св. четыредесятницу пред Св. Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен". О древности Великого поста свидетельствует также св. Игнатий Богоносец, поставленный в 66 г. по Р.Х. в епископа Антиохийского и правивший этой Церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам св. Игнатий Богоносец дает наставление верующим: "Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову". Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского пощения, по сошествии на них Св. Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем уже упоминается в постановлениях Апостольских (5 кн. 20 гл.). Посты Успенский и Рождественский ведут свое начало из глубокой христианской древности. Посты еженедельные - в Среду - воспоминание предания Господа на страдания и в Пятницу - во воспоминание самих страданий - ведут свое начало также из глубокой древности и были известны уже во П-ом веке. На эти посты указывается в вышеприведенном 69 ал. пр., а также и в постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20).

Сектанты отвергают православные посты, считают себя безгрешными, праведниками, а потому считают, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Спасителя: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15, II). Но этими словами Св. Писания сектанты не оправдывают себя, если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, тогда и пьянствовать и объедаться не грех, потому что еда и вино в уста входят, а не из уст, - но пьянство и обжорство грешно и лишают Царствия Божия. Вот что говорит об этом св. ев. Матфей. По совершении Иисусом Христом многочисленных чудес и исцелении больных, к Нему приступили фарисеи и книжники иерусалимские с вопросом: "Зачем ученики Твои нарушают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Мф. 15,2). "Ибо фарисеи и все иудеи, держаясь предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей" (Мк.7,3-4). В ответ на вопрос фарисеев, Иисус Христос сказал: "для чего вы нарушаете заповедь Божию ради предания вашего?" Иисус Христос, обратившись " народу, сказал: "не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека", итак, здесь был вопрос о несоблюдении учениками Иисусовыми при вкушении пищи чистоты телесной вопреки преданию старцев. Здесь Иисус Христос дает понять, что внешняя нечистота ничтожна по сравнению ее с внутренней, которой (последней) должны всячески остерегаться, - что не пища, принимаемая не умытыми руками, входящая в уста, оскверняет человека, но нечистые помыслы души и порочные желания сердца оскверняют человека, а о посте здесь и речи не было.

Возражения сектантов о том, что голодный человек способен сделать больше преступлении, чем сытый, то здесь сектанты смешивают нравственное понятие поста, как воздержание, с физиологическим понятием голода. Но иное дело человек, невольно мучимый голодом, и иное - свободно отказывающийся от известного рода пищи во имя нравственных целей. Так, и рассудочные доводы, какие приводят сектанты против постов православной Церкви, нисколько не подтверждаются Словом Божиим

Итак, учение Церкви о почитании Креста Христова, святых икон и постов не противоречит Священному Писанию и является необходимой принадлежностью истинного христианского вероучения.

Церковь утверждает, что почитание креста основано на факте Искупления, почитание святых икон - на факте вочеловечения Бога Слова. Основанием же для исполнения постов для нас является пример Самого Спасителя, Который перед выступлением на общественное служение постился 40 дней в пустыне.

Почитание этих святынь вытекает из самой сущности христианства и неотделимо от него. Только вследствие омраченного гордынею ума и развращенного сердца сектанты не желают признать этого.

Почитание Креста Христова, святых икон и постов, к сожалению, для них является стеснением их свободы, и они дерзают называть его идолопоклонством. Для православных же христиан эти святыни всегда были и будут самыми дорогими предметами благоговейного почитания, помогающими и вдохновляющими прославлять Бога, дивного во святых Своих.