Сопутствующим
всеобщему суду событием будет кончина мира.
Под кончиною мира в Откровении разумеется
не совершенное разрушение или уничтожение
мира, а его преобразование или обновление
т.е. такое изменение вселенной, в результате
которого она явится в новом, лучшем,
совершеннейшем виде, соответственном
прославленному состоянию ее обитателей. По
учению Откровения судьбы и состояние мира
вещественного, тесно связаны с судьбами и
состоянием человека. Грехопадение
прародителей расстроили первозданную
гармонию мира и внесло начало физического
зла в жизнь мира вещественаго.
В настоящем его состоянии мир "во зле
лежит", полон зла и нестроений,
доставляющих человеку множество скорбей и
страданий. Но если зло мира есть следствие
греха, то понятно, что с уничтожением греха
и смерти и возведением человека в состояние
совершенства и по телу, должны быть
потреблены и пагубные следствия,
причиненные миру грехопадением
человека. Тем более, что мир
в настоящем его состоянии и не может
быть блаженным и вечным жилищем для людей,
которые воскреснут с прославленными телами.
Вот почему учение о кончине существующего
мира является, так сказать, постоянным
элементом Откровения. Оно возвещалось еще в
Ветхом Завете. Псалмопевец о настоящих,
созданных Богом небе и земле, говорит, та
погибнут, Ты же пребываеши и вся, яко риза,
обетщают и яко одежду свиеши я, и изменятся"
(Ио. 101. 27). Устами прор. Иоанна Господь
говорит: "Я творю новое небо и новую землю,
и прежние уже не будет воспоминаниемы и не
придут на сердце" (Ис. 65. 17).
Но честнейшими чертами учение о кончине
мира раскрывается в Новом Завете.
Господь
Иисус Христос говорил, например, что "небо
и земля мимо идет" (Мф. 24. 36)/, что "жатва -
кончина века есть" (Мф. 13, 39), что "якоже
убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако
будет в скончание века сего (Мф. 13, 40).
Утверждая действительность
кончины мира, Иисус Христос
предуказывал и тех грозные и
необыкновенные явления, которые произойдут
на небе и на земле, пред кончиною мира, а
именно: "солнце померкнет и луна не даст
света своего, и звезды спадут с небесе, и
силы небесные подвигнутся" (Мф. 24. 29). Что
это не будут обычные астрономические
явления, которые время от времени
происходят согласно естественным законам,
а события чрезвычайные, катастрофического
характера и мирового масштаба, на это
указывают слова "и силы небесные
подвигнутся", т.е. придут
в беспорядочное движение те космические
силы, действием которых сохраняется
мировая гармония и поддерживаются
отношения небесных тел и между собою.
Подобным
же образом учат о кончине мира и апостолы.
Во времена апостолов появились "наглые
ругатели", которые не верили ни во второе
пришествие Христа, ни в кончину мира, ибо с
тех пор, как стали умирать отцы, от начала
творения, все остается так же (2 Петр. 3, 3- 4).
Указав ругателям, что первый мир погиб в
водах потопа, ап. Петр говорит, что "и
нынешняя небеса и земля тем же словом
сокровенна суть (содержимые тем же Словом)
огную блюдома (сберегаются, сохраняются),
на день суда и
погибели нечестивых человек. "Но ириидет
день Господень яко тать в нощи, в онь же
небеса с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы
(воспламенившись) разорятся, земля же и яже
на ней дела сгорят" (2 Петр. 3. 7- 10). Слова
апостола показывают, что грозная перемена с
миром произойдет в день Господень, в день
суда и погибели нечестивых, т.е. в день
последнего, решительного
суда. Предметом изменения будут небеса,
стихии, земля и дела, яже на ней, т.е. вся
вселенная, ничтожную часть которой
составляет земля. Орудием будущего
обновления вселенной послужит огонь.
Действие этого огня будет состоять не в
уничтожении окончательном вещественного
мира, а только в обновлении, очищении мира,
поэтому апостол, указавши на страшную
катастрофу, говорит: "Нова же небеса и
нова земля, по обетованию Его, часы, в них же
правда живет" (2 Петр. 3, 13). Последние слова
поясняют, для чего нужна эта мировая
катастрофа, - для того, чтобы очистить
нынешний мир от неправды, от всего
беспорядочного и зловредного, что
привнесено было в него грехом человека.
Истину
обновления мира возвещает и ап. Павел, когда
говорит: " Преходит бо образ мира сего"
(1 Кор. 7. 31), это значит, что мир в настоящем
его виде и состоянии не вечен. Открывая
будущее мира, ап. Павел учит: "что вся
тварь, т.е. весь вещественный мир
совоздыхает и соболезнует (с нами) даже до
ныне, и ожидает откровения сынов Божиих, на
упование, что свободится от работы истления
в свободу славы чад Божиих, подобно тому,
как и мы сами в себе воздыхаем, ожидая
усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8,
21- 23). Слова апостола показывают, что
прославление природы будет состоять не в
уничтожении мира, а освобождении от рабства
тлению или от суеты, от той житейской суеты,
которою полна жизнь настоящего мира и
которая тяжелым гнетом тяготеет и над
неразумной живой тварью.
Св.
Иоанн Богослов в своем Откровении также
пишет, что он видел, как от лица Седящаго на
престоле бежали небо и земля и не нашлось им
места (Апок. 20, 11) и как увидел он новое небо
и новую землю, ибо прежнее небо и
прежняя земля миновали (Апок. 21. 1).
Вопрос
о последней судьбе мира
настолько важен для человека, что не
было времени, когда бы человек не
пытался разрешить этот вопрос. Опыты
решения его мы видим и в естественных
религиях, и в философских системах и в
точных положительных науках. Так, в
религиозных сказаниях браминиста, в
персидской религии Зороастра, в египетской
религии говорится о кончине мира и
появлении новых миров, новых неба и земли.
Необходимость мирового переворота для
начала лучшего порядка вещей признавали
еще и древние философы, причем некоторые из
них разделяли мнение о том, что настоящий
мир будет истреблен огнем (Гераклит, стоики,
Платон, Сенека). Новейшему естествознанию
также не чужда мысль о том, что вселенная
должна или постепенно придти к своему концу
или внезапно погибнуть от действия тех или
других естественных сил, причем многими из
них предполагается, что на место погибших
могут возникнуть новое небо и новая земля.